Из
частной переписки
|
|
Элина
Амромина:
|
|
Маленькая поправка касательно роли косметики в красоте
женщины. Про два различных объекта один человек говорит, что объект А
прекрасен, а объект В – нет. К объекту А у этого человека возникает чувство
красоты, но чем же этот объект (в данном случае женщина) отличается от
объекта В (другой женщины)? Проведя мысленный эксперимент (а также приобщив к
делу многочисленные свидетельские показания) приходим к выводу: среди отличий
А от В большую роль играют второстепенные казалось бы в общем масштабе
детали, которые усиливаются в ту или иную сторону (а иногда и полностью
объясняются) применением средств, носящих название «косметика». Итак, косметика
помогает усилить детали внешности, способствующие положительной оценке извне
и возникновению у наблюдателя чувства прекрасного, следовательно она
способствует красоте объекта. Yves Rosher оправдан!
|
1
|
Вторая поправка: на женщину может смотреть не только
мужчина, но и женщина, и, следуя Канту, ее суждение о красоте имеет больше
прав именоваться эстетическим суждением. Таким образом, тезис о том, что если
бы не было мужчин, не было бы красивых женщин, считаю неверным, так как он не
учитывает вышеприведенные соображения!
|
2
|
Вячеслав
Вольнов:
|
|
Элина! Все, что Вы пишете,
совершенно верно, и мне вообще нечего было бы Вам возразить, если подходить к
дело строго научно. Но тем и отличаются философы от
ученых, что первым в той или иной степени (чем и определяется близость их
склада ума к научному) свойственно так сказать обострять свои
мысли, дабы они сильнее подействовали на читателя или слушателя (пусть даже
ценой несогласия с ними). И ровно эту цель преследовал я заявляя, что не было
бы мужчин, не было бы ни одной красивой женщины. Спору нет, что косметика и
прочие женские ухищрения способствуют возникновению у мужчин чувства красоты.
Но все равно остается верным, что пока нет наблюдателя, нет и
красоты (в смысле чувства красоты). И я
намеренно исключил из числа наблюдателей женщин: с одной стороны, чтобы опять
же обострить свою мысль, с другой – лишний раз подчеркнуть, что женщины
стремятся быть красивыми для мужчин, а не для женщин.
|
3
|
Предположим, все мужчины
вымерли. Спрашивается: как долго у женщин будет сохраняться желание быть
красивыми, т.е. пользоваться косметикой и другими ухищрениями? Не решат ли
они рано или поздно, что все это не имеет никакого смысла? Что лучше
потратить деньги и время на что-нибудь другое?
|
4
|
И наконец главное. Вспомните о
том, что я сказал на лекции сразу после вывода из Канта: не
было бы переживающих целое звуков людей, не было бы музыки. Это
утверждение явно перекликается с выводом из Канта, но уже не
исключает из числа наблюдателей (в данном случае это слушатели) ни мужчин ни женщин. Следовательно, первое утверждение («не
было бы мужчин...») было в лекции не главным, а подготовительным – в том
смысле, что его целью было подготовить слушателей ко второму и одновременно показать преемственность моего учения о музыке с учением Канта о
красоте.
|
5
|
Скорее всего у меня тяготение к научному складу ума, а
«обострения мысли» действуют на меня провокационно. Хочу лишь отметить, что мысленный
эксперимент по полной женской изоляции в силу его радикального отличия от
повседневной практики результатов не даст: субъект А заявит, что женщины не
будут краситься и ухаживать за своей внешностью, субъект В заявит, что будут
(и большая часть женщин его в этом утверждении
поддержит). Схожие эксперименты, проведенные на Лесбосе, не сохранили нам
счетов косметических лавок. Но переходя от теории к практике, могу сказать,
что значительная часть женщин, собираясь в женскую компанию, будут тем не
менее старательно краситься и наряжаться, так что вопрос может стоять скорее
о влиянии социума на заботу индивида о его внешности.
|
6
|
А отреагировала я на это высказывание потому, что слышала
его уже во второй раз, да и пришла на лекцию как раз из магазинчика Yves
Roshes.
|
7
|
Что же касается вопроса о существовании Красоты отдельно
от наблюдателя (и что это тогда такое?), то здесь слишком мало данных для
научного склада ума – это не элементарные частицы выслеживать.
|
8
|
Тогда вопрос уже Вам: следует
ли из Ваших слов, что Вы не согласны с учением Канта о субъективности
суждений вкуса (и тем самым красоты) и придерживаетесь мнения о существовании
Красоты отдельно от наблюдателя?
|
9
|
Я не готова пока обосновать мнение (которое однако у меня
есть) о наличии универсальных критериев, в соответствии с которыми объект
является красивым равно на музейной выставке и посреди Сахары. То есть не нуждается
в подтверждении своего статуса субъективными высказываниями наблюдателя.
|
10
|
Буду ждать, когда будете
готовы.
|
11
|
Вы, как я поняла, придерживаетесь в этом вопросе позиции
Канта?
|
12
|
И не только в этом! Как я
говорил в лекции, не только красота, но и сама музыка существует
только тогда, когда есть слушатель, который переживает целое звуков
вовлекающими в слушание ради слушания переживаниями. И заметьте: сказанное
мною вовсе не означает, что музыка (для своего существования) нуждается в
подтверждении субъективными высказываниями. Дело не в
высказываниях, а в вовлекающих в слушание ради слушания переживаниях.
|
13
|
А что Вы скажете на утверждения некоторых композиторов,
что они только записали (глагол может различаться, но
смысл примерно одинаков) спустившуюся к ним с небесных сфер музыку,
подразумевая при этом, что музыка существовала до того,
как композитор ее записал? Конечно это очень по-платоновски, но быть может
композиторам (вроде Моцарта) виднее?
|
14
|
Я тоже в каком-то смысле
композитор, но только сочиняю не музыку, а философские тексты. И я тоже могу
сказать, что кажется, будто текст спустился откуда-то
сверху. Но я еще и человек с научным складом ума и потому прекрасно осознаю,
что это – красивая, чарующая, но не более чем метафора.
|
15
|
Вы называете это метафорой, но они (многие достойные
граждане) были убеждены, что так оно и есть, и понимали свои высказывания
именно в прямом смысле. А уж насколько буквально это понимал Платон! Правда,
и тогда были критики – тот же Диоген, которому подавай чашу, а не чашность.
|
16
|
Элина! Ссылка на «достойных
граждан» – довод быть может и сильный, но на меня действует слабо. Я привык
доходить до всего (и проверять все) своим собственным умом, и если уж пришел
к какому-либо убеждению (подчеркиваю – убеждению, а не мнению), то для того
чтобы меня переубедить, нужны доводы иные. Какие? Решать не мне.
|
17
|
Теория о существовании музыки
независимо от головы композитора, хоть и объясняет некоторые практические
эффекты – как то возможность энергетически подпитываться от музыки (ведь закон
сохранения энергии учит, что если где-то прибавилось, то где-то должно
убавиться, а где оно убавляется, когда я ставлю запись? – допущение, что тут
идет подключение к некоему энергетическому полю, хорошо объясняет этот
эффект) – тянет за собой другие весьма серьезные предположения. Ведь если
постулировать, что музыка (или какая-то ее часть, особо гениальная)
существует независимо во времени (или вообще вне времени?), то так же могут
существовать и другие произведения искусства. Тогда возникает вопрос о свободе
творчества. Кроме того, туда же (во вне время) можно разместить и события –
возникает вопрос о свободе выбора. Вообще идея существования чего-либо
отдельно и заблаговременно до его воплощения на земле тяготеет к идее
предопределенности событий в мире (хотя этой связки можно избежать). Правда,
опять же для научного мышления фактов очень мало. Вообще все это очень не
материалистично. Но еще Августин сказал: чудо превосходит не законы природы,
а наше представление о них, – так что может и идеализм найдет поддержку в
лице теоретической физики?!
|
18
|
Мне кажется, Вы не совсем
верно поняли мысль, которую я излагал и защищал на лекции.
|
19
|
Я вовсе не отрицаю, что
слышимое мною целое звуков существует независимо как от головы композитора,
так и от меня самого. Вот цитата из лекции: «от слушателя не зависит,
существует ли целое звуков... от слушателя зависит, существует ли музыка».
Стало быть вопрос не в том, существует ли целое звуков, от которого я могу
«энергетически подпитываться», а в том, при каких условиях это целое будет
меня подпитывать, а не наоборот – «отпитывать». Мой ответ таков: если целое
звуков вызывает во мне переживания, которые вовлекают меня в слушание ради
слушания, то во-первых – только такое целое и следует называть музыкой,
во-вторых – только такое целое (т.е. музыка) может энергетически меня подпитывать.
Этим я не утверждаю, что всякая музыка энергетически
подпитывает, но бесспорно другое: если целое звуков никаких переживаний не
вызывает, или вызывает, но эти переживания не вовлекают
в слушание (и уж тем более если они извлекают из
слушания), то ни о какой подпидке не может быть и речи! Но такое целое и не есть музыка.
|
20
|
Простите, но мне кажется, Вы не вполне поняли мою мысль. Меня
интересовали два вопроса: А) откуда берется энергия, которой подпитывается
слушатель, слушающий например запись? (ведь не «вампирит» же он энергию
композитора); В) существует ли музыка (а возможно также произведения
искусства) до того, как их напишет (или скорее запишет) композитор? Второй
вопрос тянет за собой построение «схемы причинности» в мире, а первый
чрезвычайно интересен и с практической точки зрения (это не значит, что я
думаю об изобретении автомобиля, использующего энергию симфоний Чайковского –
хотя как знать....)
|
21
|
Попробую ответить:
|
22
|
A) Энергия, которой
подпитывается слушатель музыки, берется из него самого. Живое (да и не
только) существо есть свой собственный источник энергии, которая до поры до
времени в нем скрыта, но при определенном воздействии (например музыки)
высвобождается. Отсюда «прилив сил», радость, бодрость или просто
«приподнятое настроение», которые мы испытываем после прослушивания музыки
или ознакомления с произведением какого-либо другого вида искусства.
|
23
|
Для сравнения: ядерная бомба
содержит два «куска» ядерного топлива, каждый из которых не в состоянии
взорваться. Но если эти «куски» соединить, произойдет ядерный взрыв, суть
которого как раз и состоит в высвобождении энергии, скрытым образом
содержащейся в «кусках» ядерного топлива.
|
24
|
Следовательно, «энергия
симфоний Чайковского» не в самих этих симфониях, а в их слушателях! Симфонии
высвобождают эту энергию, но не более того.
|
25
|
B) По моему глубокому
убеждению, нет никаких произведений искусства, которые существовали бы до
того, как их создаст тот или иной творец. Более того, музыка не существует
даже после сочинения, а лишь во время исполнения и лишь при условии, что
вызывает вовлекающие в слушание ради слушания переживания. И честно говоря, я
не понимаю, почему второй вопрос (т.е. предположение о существовании произведений
искусства до их сотворения) «тянет за собой построение схемы причинности в
мире». Может Вы поясните, что Вы имеете в виду?
|
26
|
По первому пункту вынуждена согласиться (а как заманчива
была идея!), ибо сама уже пришла к схожим выводам, поскольку это больше
соответствует правилу, по которому следует избегать «изобретения лишних сущностей».
Что касается второго… Помните у Меттерлинка в «Синей птице» дети, которым еще
только предстоит родиться, сидят в некоем зале в обнимку с дарами, которые
они принесут в мир? Похожая картинка получается, если в некий зал ожидания
поместить не созданные шедевры. Если принять эту теорию, то возникает вопрос
о предопределенности мира и свободе воли индивида. Связь с «причинностью» тут
следующая: или художник Х создал шедевр У потому, что увидел сеньору Z, или
ему было предначертано создать шедевр У, поэтому-то ему и повстречалась сеньора
Z.
|
27
|
Маленькая поправка: правило,
которое Вы упоминаете, обычно формулируют так: «не умножай сущностей без
необходимости». Ну а что оно называется «бритвой Оккама», не сомневаюсь, Вы
знаете и без меня.
|
28
|
Спору нет, «зал ожидания, где
коротают время не созданные шедевры» – образ замечательный, но сугубо
поэтический. Даже Платон отказался помещать в мир идей идеи вещей, созданных
человеком.
|
29
|
Связь с
причинностью-предопределенностью уловил и даже применил к самому себе: не пересекись
мой жизненный путь с жизненным путем героини «Феномена любви», этот феномен
так и остался бы для меня сокрытым.
|
30
|
Кстати, Элина! У меня к Вам
предложение: не выставить ли нашу переписку в качестве обсуждения «Феномена
музыки»? Если согласитесь, беру на себя обязательство собрать переписку в
один файл, отредактировать и прислать Вам на одобрение. Решайтесь!
|
31
|
Я совершенно не возражаю. Кстати, вопрос: если музыка –
это целое звуков, вовлекающее в слушание ради самого слушания (цитата по памяти,
извините за возможные неточности), то является ли в таком случае музыкой шум
моря или стук капель дождя по крыше? Многие любят слушать плеск волн не
будучи заинтересованы в этом «корыстно». В поэзии можно встретить
словосочетание «музыка волн», но это образ (можно вспомнить для сравнения и
образ «музыка атаки» и др.) и в строгом смысле шум моря к музыке не
относится. Или все-таки относится?
|
32
|
Замечательно! Но одновременно
и немного огорчительно, поскольку Ваши слова свидетельствуют о том, что Вы не
читали «Феномен музыки», выставленный на сайте. Дело в том, что 7 марта я
читал сокращенный вариант лекции (приходилось беречь внимание слушателей) и
поэтому не обсуждал проблему о возможности естественной музыки,
архитектуры и живописи. На сайте же полный вариант «Феномена», где я даю
утвердительный ответ на Ваш вопрос. Если человек слышит и переживает раскаты
грома вовлекающими в слушание ради слушания переживаниями, то раскаты грома –
самая настоящая музыка!
|
33
|