Предисловие

 

(К книге: Феноменология. СПб., 2008)

Что такое феноменология?

Если читатель думает, что феноменология – это учение, созданное Эдмундом Гуссерлем, то на мой взгляд он сильно ошибается. Феноменология Гуссерля есть не более чем версия феноменологии, наряду с которой возможны и исторически представлены другие. Да и сам Гуссерль не был последователен в своем понимании феноменологии, о чем свидетельствует хотя бы то, что многие ученики «раннего» Гуссерля (периода «Логических исследований») не приняли и открыто критиковали «зрелого» (периода «Идей к чистой феноменологии…»).

Версия феноменологии, представленная в предлагаемой читателю книге, родилась у меня девять лет назад, когда я писал «Феномен свободы» (книга издана в 2002 г.). Причем родилась не под влиянием Гуссерля, а под влиянием Хайдеггера. С феноменологией Гуссерля я познакомился позднее и обнаружил больше расхождений чем схождений.

Понятно, что в «Феномене свободы» я еще не в полной мере выразил принципы новой феноменологии. Но это и не было моей целью. Моей первоначальной целью было применение новых принципов к свободе, затем (по мере написания) я решил применить их к обществу, государству и истории, и лишь позднее (после публикации) я занялся этими принципами всерьез. Попутно я продолжал применять те же принципы к другим феноменам, всякий раз все более убеждаясь в их работоспособности.

Предлагаемая читателю книга – итог девятилетней работы по разработке новой версии феноменологии. В Первой части собраны работы, которые предназначались для философов-профессионалов и которые разными путями раскрывают идею феноменологии. Из этих работ первые две – «Идея феноменологии» (2004) и «Cogito ergo sum» (2006) – написаны независимо друг от друга и прочих, и лишь начиная с третьей – «Что такое онтология» – можно говорить о цикле взаимозависимых работ (все они написаны в 2007 г.).

Во Второй части собраны открытые лекции по феноменологии, прочитанные мною в Санкт-Петербургской консерватории на протяжении 2005–2006 годов. Лекции предназначались для студентов-нефилософов и посвящены раскрытию конкретных феноменов.

Во избежание недоразумений заранее предупреждаю, что в книге встречаются повторы (часто дословные), что объясняется независимостью собранных в ней работ. В случае же лекций необходимость повторов объясняется также тем, что всякий раз мне приходилось учитывать, что слушатели очередной лекции не были на предыдущих. По этой причине читатель вовсе не обязан читать книгу с самого начала. За исключением упомянутого цикла из Первой части все остальные работы (и особенно лекции) могут быть прочитаны независимо от всех остальных.

В Приложении собраны четыре отрывка из моих прежних книг –  «Приглашение в философию. Античность» (2001) и «Приглашение в философию. Христианство» (2003), а также статья «Ох уж эти парадоксы» (2002), где я излагаю собственное решение парадоксов лжеца, Рассела и брадобрея. В этих текстах речь не идет напрямую о феноменологии, хотя и нельзя сказать, что они не имеют к ней никакого отношения.

 

Июнь 2007 г.

 

 

 

Используются технологии uCoz