Предисловие

(К книге: Приглашение в философию. Христианство. СПб., 2003)

 

Несколько слов о том, почему в книге под общим названием «Приглашение в философию» вслед за античной философией (книга «Приглашение в философию. Античность» вышла в свет в 2001 г.) следует не философия Средних веков или Нового времени, а именно христианство. Христианство – религия, а не философия, и поэтому легко усомниться в том, что знакомство с ним так уж необходимо для изучения философии. Признаюсь, долгое время я и сам так думал, пока судьба не заставила меня готовить курс лекций по христианскому вероучению. Вопреки ожиданиям христианство вовсе не оттолкнуло меня своей религиозностью, а наоборот заинтересовало и даже увлекло. Правда, в Бога я так и не уверовал, но сделал для себя много важных и ценных открытий. В конце концов, христианство тоже создает картину мира и значит философия не может пройти мимо него равнодушно.

 

Другая причина обращения к христианству – весомость места, которое занимает христианская картина мира в истории человеческой мысли. Целых два тысячелетия эта картина находила (и продолжает находить) все новых и новых приверженцев, а с IV по XVI столетия так и вовсе не имела сильных соперников (по крайней мере в Европе). Много веков философия находилась в услужении христианской теологии и лишь с XVII в. обретает силу и самостоятельность.

 

Наконец, трудно не учитывать того обстоятельства, что Россия – страна православная (по крайней мере исторически), а православие – разновидность христианства. После долгих лет гонений и лишений православие переживает возрождение и становится для одних – вновь обретенной верой, для других – предметом все более пристального внимания. Но даже если это было бы и не так, образованному человеку не мешает знать, во что верили и как смотрели на мир его не очень далекие предки.

 

Как бы то ни было, я уверен, знакомство с христианским вероучением не оставит читателя равнодушным. Здесь есть о чем поговорить, и эти разговоры ценны не только в религиозном отношении. Христианство – чрезвычайно философски насыщенное вероучение, и миновать его – значит попросту себя обделить.

 

Предупреждаю читателя, что он не найдет в книге христианской обрядности и прочих особенностей культа. Мой интерес к христианству сугубо односторонний: христианство как философия, как пусть религиозная, но все же картина мира.

 

Будучи продолжением «Приглашения в философию. Античность», книга имеет то же строение. Основной текст содержит краткое изложение религиозного или философского учения и некоторые простейшие замечания, призванные пояснить и закрепить прочитанное. Дополнительные и более сложные замечания набраны шрифтом помельче. Знак * отмечает начало особо сложных замечаний, предназначенных для особо пытливых и любознательных. Эти замечания не предполагают никаких предварительных философских знаний (кроме тех, что сообщаются в самой книге), но потребуют от читателя некоторого напряжения. В конце книги читатель найдет краткое определение основных богословских понятий (из используемых в тексте) с указанием раздела, где они вводятся или раскрываются.

 

 

 

 

 

P.S. За помощь в подготовке книги к изданию благодарю своих друзей – Юрия Киселева и Ирину Костину.

 

 

Используются технологии uCoz